В Латвии наименьшая конкуренция между сетями магазинов в странах Балтии и самая большая разница в ценах между магазинами, рассказала в интервью агентству LETA руководитель Центра содействия сельскохозяйственному рынку Института сельскохозяйственных ресурсов и экономики (AREI) Ингуна Гулбе.
«Если в Литве, заходя в один магазин, я практически могу не ходить в магазины других ритейлеров, потому что цены практически одинаковые, то в латвийских сетях магазинов цена товара может отличаться до двух раз», — сказала Ингуна Гулбе.
«Приход Lidl сократил этот разрыв, Lidl — серьезный игрок, который не нравится другим сетям. Конкуренция в Латвии низкая, и по этой же причине мы переплачиваем за продукты питания. Конечно, слишком большая конкуренция тоже плоха, потому что тогда торговцы конкурируют так сильно, что у всех заканчиваются силы», — добавила она.
Отвечая на вопрос о выводах после того, как Совет по конкуренции объявил, что розничные сети применяют в среднем более высокую наценку к продуктам питания, произведенным в Латвии, чем к продуктам, произведенным за пределами Латвии Гулбе отметила, что решения должны искать политики, поскольку в данном случае торговцы не нарушили закон, за исключением добросовестности и честности, предусмотренных Законом о недобросовестной торговой практике. Цель бизнеса — получить прибыль и продать то, на чем можно заработать деньги. Если вы вырастили клубнику, то зачем продавать ее дешевле, если можно продать подороже?
«Необходимо искать решения для стимулирования потребления местных продуктов с помощью маркетинговых инструментов. Торговцы не заинтересованы в том, чтобы товар лежал на полке и пылился, им нужно, чтобы его покупали, как только он попадает на полку магазина. Если бы покупалось больше латвийских товаров, то и торговец был бы заинтересован покупать больше», — уверена эксперт.
Она также подчеркнула, что необходимо стремиться к пропорциональности.
«Торговцы все больше думают о различных требованиях, о благополучии животных, сообщают, что больше не будут продавать яйца, полученные от кур в клетках, но не думают о местных компаниях. Торговца интересует, как себя чувствуют куры, снесшие яйца, а не то, что чувствует сотрудник, работающий в латвийской компании. Это не главный приоритет маркетологов. Торговцы не приходят с «плакатами» о том, что мы за латвийские компании и людей, которые в них работают. Это дилемма, потому что ритейлер должен думать и о среде, в которой он работает, и о том, как экономика может процветать и развиваться», — отмечает Гулбе.
С другой стороны, то, что продукция латвийских компаний в магазинах других стран дешевле, чем в Латвии, это нормально, сказала Гулбе, добавив, что так же обстоит дело и в других частях мира.
«Популярные и ценные для нас бренды, такие как хлеб Lāči, сырочки Kārums, шоколад Laima, в соседних Литве и Эстонии не так важны, у них есть свои ценные бренды. За такие деньги на этих рынках невозможно продавать продукцию латвийских брендов, потому что это слишком дорого, а литовцы и эстонцы покупают столь дорогую продукцию только своих марок. Они покупают шоколад Kalev. Производителю выгодно производить много, потому что тогда стоимость одной единицы будет дешевле. Поэтому предприятию экономически выгодно производить много и продавать соседям тоже дешевле», — убеждена Ингуна Гулбе.
«Мы все страдаем от того, что у нас нет хорошей бизнес-среды, не было желания, чтобы крупные торговые сети приходили на латвийский рынок и создавали конкуренцию. Это означает, что правительство должно прийти и пригласить сюда крупных инвесторов и создать соответствующую среду. Бизнес-среда у нас неблагоприятна не только для торговых сетей, но и для бизнеса в целом. Проблемой является и низкий уровень доходов населения — торговцам сложно балансировать между покупателями, где у одного доход 10 000 евро, а у другого 800 евро. Ритейлеру приходится балансировать, чтобы удержать обоих этих покупателей», — пояснила Гулбе.
Обязательно подписывайтесь на наш Youtube канал.
Больше новостей читайте — ЗДЕСЬ.